Большинство камер EOS оборудованы встроенной вспышкой. Это руководство покажет вам, как выжать максимум из этого полезного источника света.
Вы, скорее всего, полагаете, что встроенные вспышки были всегда, но они появились сравнительно недавно. Самым первым Canon SLR со встроенной вспышкой был EOS 750, который появился в 1988 году. Вспышкой вскоре стали оборудоваться все модели, и теперь только на топовых профессиональных моделях нет встроенной вспышки.
Встроенная вспышка сработает только, если она поднята. Современные камеры EOS имеют механизм авто-подъёма, который работает, когда камера установлена на полностью автоматический режим или определённые PIC-режимы (сцены). Так, вспышка поднимается автоматически, если камера решает, что она необходима (обычно при низкой освещённости или при освещении сзади. В творческих режимах вы сами решаете, поднять ли вспышку (нажатием специальной кнопки), если она вам необходима.
Некоторые старые камеры (EOS 1000F, EOS 1000FN, EOS 3000, EOS 5000, EOS 700) полагаются на фотографа, который должен поднять вспышку в случае необходимости, даже в полностью автоматическом и в PIC режимах. В видоискателе будет показано предупреждение о том, что камера рекомендует использовать вспышку. Если вы поднимаете вспышку на этих моделях, когда это предупреждение не показывается, вспышка работать не будет. В тех режимах, где автоматическое использование вспышки не предусмотрено, поднятие вспышки будет означать её принудительное включение - она будет срабатывать каждый раз, когда вы снимаете кадр.
Знайте об ограничениях вашей вспышки
Возьмите факел и зажгите его ночью на открытом воздухе. Вы увидите, что он очень хорошо освещает ближайшие предметы, но луч света будет с трудом пробиваться дальше через тьму. Это потому, что яркость света уменьшается с увеличением расстояния. Свет от встроенной в камеру вспышки ведёт себя таким же образом. Это означает, что встроенная вспышка не подходит для фотографирования далёких объектов. Диапазон вспышки зависит от ведущего числа вспышки, иными словами - от её мощности, от максимальной диафрагмы объектива и чувствительности ISO плёнки, которую вы используете. Грубо говоря, не ожидайте, что свет от встроенной вспышки достигнет далее четырёх метров. Если вы будете пытаться фотографировать более дальние объекты, ваши кадры, скорее всего, будут недоэкспонированы.
По той же причине вы не получите хороших результатов, фотографируя двух людей на разных расстояниях от камеры. Ближний человек, скорее всего, будет корректно экспонирован на плёнке, но дальний человек окажется тёмным (недоэкспонированным). С этой проблемой можно бороться, ставя людей рядом, на одном расстоянии от камеры.
Встроенная вспышка великолепно работает, когда вам внезапно подвернулся хороший кадр и вы не хотите рисковать этим моментом, тратя время на подключение внешней вспышки. Встроенная вспышка позволяет также экономить вес, когда вы отправляетесь в поездку.
Встроенная вспышка камеры типа EOS 500N очень маленькая. До тех пор, пока она не поднята, вы можете даже не заметить, что она вообще есть. Как бы то ни было, она удивительно эффективна для простых портретов и для использования в качестве заполняющего источника света. |
Каждый ребёнок знает, что если вы встанете между светом и стеной, вы создадите тень. То же самое происходит каждый раз, когда вы используете встроенную вспышку, чтобы сфотографировать человека, который стоит на фоне стены.
Если бы вспышка была на одной оси с объективом, тень не была бы видима камере. Но так не бывает. Камеры EOS устроены так, что вспышка находится сверху объектива, тем самым бросая тень за человеком - но только в том случае, если вы держите камеру горизонтально. Поверните камеру в вертикальный формат и вспышка переместится в положение слева или справа от объектива, бросая тень за человеком.
Чем ближе человек к стене, тем более явной окажется тень. Этого можно избежать, попросив человека отойти от стены как можно дальше.
Если человек стоит около стены, встроенная вспышка может отбрасывать непривлекательные тени (слева). Для первой картинки камеру повернули для съёмки в вертикальном формате. Вы можете определить, что вспышка была слева камеры по тому, что тень - справа от человека. Вы можете избавиться от этой тени, разместив человека перед тёмным фоном, таким как шторы (в центре). Тем не менее, лучшие результаты обычно достигаются перемещением человека прочь от стены в центр комнаты (справа). Тень всё ещё есть, но она мягче и менее раздражающая. Заметьте, что третья фотография имеет допольнительный эффект за счёт того, что камеру разместили немного ниже. Съёмка на уровне глаз человека или ниже всегда эффективна.
Нежелательные отражения
Фотографии внутри помещения могут быть загублены светом от вспышки, отражённым от зеркальных предметов на фоне. Вряд ли вы это заметите до того, как будет проявлена плёнка, так что заранее осмотрите помещение на предмет наличия проблемных зон перед тем, как сконцентрировать своё внимание на основном предмете съёмки. Такими зонами могут быть:
Очки. Спросите человека, не против ли он снять очки. Если он предпочитает быть в очках, попросите его немного повернуть голову в сторону, чтобы свет от вспышки не отражался назад прямо в объектив камеры.
Окна. Не ставьте человека перед окном. Если этого избежать нельзя, закройте все возможные шторы или жалюзи (которые часто являются более привлекательным фоном).
Зеркала и картины со стеклом. Не ставьте человека перед зеркалом или картиной, или снимите их со стены перед тем, как сделать фотографию.
Глянцевая краска и плитка. Большинство стен покрашены матовой краской. Они для нас проблему не представляют. Но опасайтесь глянцевых поверхностей, в частности, плитки на кухне или в ванной. Может потребоваться переместить человека в центр комнаты, чтобы исбавиться от нежелательных отражений.
Использование вспышки внутри помещения
Не используйте пластиковую заглушку башмака с камерами EOS. Она заставляет камеру думать, что используется внешняя вспышка и встроенная вспышка не будет работать.
Встроенная вспышка большинства EOS камер покрывает область, которая видна через объектив с фокусным расстоянием от 22мм до 35мм (см. таблицу). Если вы используете более короткофокусный объектив, вспышка не будет освещать всю область съёмки - края картинки будут тёмными.
Не одевайте бленду, когда пользуетесь встроенной вспышкой. Некоторые бленды создают помехи свету встроенной вспышки.
Не используйте объективы с толстой тубой (такие, как объективы с очень большой диафрагмой или теле-объективы), так как они так же могут блокировать свет от вспышки.
Не используйте встроенную вспышку, если она не требуется или если предмет съёмки находится вне зоны досягаемости вспышки - вы просто потратите батареи вашей камеры. Вы можете довольно часто видеть срабатывающие из толпы вспышки на концертах или спортивных соревнованиях - единственное, что будет корректно экспонировано - так это чей-нибудь затылок перед камерой !
Воздержитесь от использования вспышки, когда она может отвлекать или раздражать других людей. Установите ваш EOS в "творческую" зону, чтобы вспышка перестала подниматься и срабатывать автоматически.
Если вы используете ваш EOS в вертикальном положении, чтобы сделать вертикальную фотографию, убедитесь, что ваша рука не блокирует встроенную вспышку.
Какие режимы ?
В следующих PIC режимах встроенная вспышка будет автоматически подниматься и срабатывать, когда это требуется (с EOS 1000F и EOS 1000FN индикатор вспышки появится в видоискателе и вы должны поднять вспышку самостоятельно): Полная автоматика, Портрет, Макро, Ночная съёмка. Лучше всего использовать именно эти режимы, если вы не уверены, требуется ли использование вспышки. Во всех остальных режимах вы сами решаете, активизировать ли вспышку, когда она может потребоваться. Вспышка не будет работать в режимах Пейзаж и Спорт.
Использование вспышки на местности
Главный совет - не используйте вспышку ! Может показаться странным советовать не использовать вспышку в статье о фоторафии со вспышкой, но бывают ситуации, когда лучше оставить вспышку выключенной, даже при низком освещении. К примеру, если имеющийся свет хотя бы немного привлекателен, вспышка полностью уничтожит всякую атмосферу снимка.
Чтобы убедиться, что вспышка не сработает, установите вашу камеру в зону творческих режимов. Впрочем, помните, что в условиях низкого освещения это может привести к тому, что ваш EOS установит длительную выдержку, так что будьте готовы использовать штатив и попросите, чтобы те, кого вы снимаете, вообще не двигались.
Некоторые сюжеты лучше фотографировать без вспышки. Используйте имеющийся свет и длительную выдержку.
Камеры EOS со встроенной вспышкой
Следующие модели EOS имеют встроенную вспышку. Ведущее число показывает мощность вспышки (оно даётся для ISO 100, в метрах). Покрытие показывает самое короткое фокусное расстояние, при котором края изображения не будут затемняться.
Камера | Ведущее число | Скорость синхронизации | Угол покрытия |
EOS 10 | 12 | 1/125 секунды | 35мм |
EOS 100 | 12 | 1/125 секунды | 28мм |
EOS 1000F | 12 | 1/90 секунды | 35мм |
EOS 1000FN | 12 | 1/90 секунды | 35мм |
EOS 30 | 13 | 1/125 секунды | 28мм |
EOS 300 | 12 | 1/90 секунды | 28мм |
EOS 3000 | 12 | 1/90 секунды | 28мм |
EOS 3000N | 12 | 1/90 секунды | 28мм |
EOS 5 | 13 | 1/200 секунды | 28мм |
EOS 50 | 13 | 1/125 секунды | 28мм |
EOS 50E | 13 | 1/125 секунды | 28мм |
EOS 500 | 12 | 1/90 секунды | 28мм |
EOS 500N | 12 | 1/90 секунды | 28мм |
EOS 5000 | 12 | 1/90 секунды | 35мм |
EOS 700 | 12 | 1/125 секунды | 35мм |
EOS 750 | 12 | 1/125 секунды | 35мм |
EOS IX | 11 | 1/200 секунды | 22мм |
EOS IX7 | 10 | 1/125 секунды | 22мм |
EOS D30 | 12 | 1/200 секунды | 18мм |
EOS D60 | 12 | 1/200 секунды | 18мм |
Использование вспышки на открытой местности
Встроенная вспышка великолепна для того, чтобы добавить немного света на открытом воздухе - особенно для портретов с освещением сзади. Освещение сзади имеет тенденцию затенять лицо (слева), но вспышка легко справляется с этим (справа). В режиме Портрет вспышка может автоматически активизироваться, но лучше использовать программный (P) режим и активизировать вспышку вручную, чтобы быть уверенным в том, что она сработает.
Встроенная вспышка - не только для фотографии внутри помещения. Она также весьма эффективна снаружи. Действительно, использование вспышки - это один из наиболее простых способов улучшить ваши портреты, сделанные на открытом воздухе, а также один из наиболее эффективных способов использовать вашу встроенную вспышку.
Когда солнце низко, резкие тени опускаются на предметы и видеть детали становится всё труднее. Вспышка заполнит теневые области, делая их менее тёмными и показывая детали.
В пасмурный день фотографии могут оказаться плоскими и безжизненными. Встроенная вспышка добавит света сюжету, показывая цвет. Она также даёт привлекательную искорку в глазах снимаемого человека.
Вспышка может также использоваться, чтобы отделить объект съёмки от более тёмного фона, если объект хорошо экспонирован, а фон - недоэкспонирован.
Ваша камера EOS значительно упрощает съёмку с заполняющей вспышкой. В полностью автоматическом режиме и некоторых PIC режимах вспышка поднимется автоматически (или появится индикатор в видоискателе), когда камера думает, что вспышка может принести пользу. Тем не менее, она не всегда может подниматься, если вы хотите быть уверены в том, что вспышка сработает, установите ваш EOS в творческую зону и активизируйте вспышку самостоятельно.
Об экспозиции заботиться не нужно. Камера проследит, чтобы всё было сделано автоматически, позволяя вам сконцентрироваться на сюжете и композиции.
Если вы находите, что вспышка работает с чрезмерной мощностью, или наоборот - слишком слаба, следующие камеры позволят вам применить экспокоррекцию вспышки: EOS 100, EOS 5, EOS 50, EOS 50E, EOS 30, EOS 33, EOS D30, EOS 060, EOS IX.
Какая заливка вам нужна ? Первая картинка показывает ту мощность заливки, которую EOS 100 считает правильной. На второй картинке виден результат после того, как фотограф применил компенсацию вспышки -0.5 ступени.
Красные глаза
Обычная проблема при использовании встроенной вспышки для фотографировании людей - "красные глаза". На отпечатках и слайдах это выглядит как явное красное свечение в центре глаз.
Этот эффект вызван ярким светом (таким, как из вспышки), отражающимся от кровяных сосудов на задней стенке глаза. Значительно более вероятно, что эффект проявится в условиях низкой освещённости, когда зрачки расширяются (широко открыты). Ещё одна проблема - фотографирование людей на вечеринках, так как алкоголь оказывает похожее действие на зрачки.
Многие камеры (см таблицу) имеют режим уменьшения эффекта красных глаз, который уменьшает риск появления этой проблемы. Он работает, испуская поток яркого света в течение одной-двух секунд перед тем, как происходит съёмка. Это заставляет зрачок сжаться (сузиться).
Имеет ваша камера такую функцию или нет, всё же полезно принять некоторые предосторожности, чтобы уменьшить риск появления красных глаз. Во-первых, если можете, включите свет в комнате, чтобы зрачки сузились. Во-вторых, попросите людей не смотреть прямо в камеру, когда вы их фотографируете.
Вообще, реальная причина, из-за которой появляются красные глаза - это близкое расположение вспышки к оси объектива камеры. Вспышка достигает задней стенки глаза и отражается назад, прямо в объектив.
Вы можете избавиться от этого, используя вспышку, которая удалена от камеры. Конечно, это невозможно со встроенной вспышкой, но если вы часто снимаете людей, стоит купить вспышку Speedlite и использовать её с выносным интерфейсным кабелем.
Эффект красных глаз часто виден на фотографиях детей, но может появляться на портретах людей любого возраста. Единственный гарантированный способ избавиться от этого - использовать вспышку, которая расположена далеко от оси объектива. Если встроенная вспышка - единственный свет, который есть, снимаемый человек не должен смотреть в камеру. |
Камеры EOS с режимом подавления красных глаз: EOS 100, EOS 1000FN, EOS 30, EOS 300, EOS 300N, EOS 3000, EOS 3000N, EOS 5, EOS 50, EOS 50E, EOS 500, EOS 500N, EOS 5000, EOS IX, EOS IX7.
Ночная съёмка
Такие кадры легко делать со встроенной вспышкой. Установите камеру на приоритет выдержки (Tv) и выберите выдержку, скажем, 4 секунды. Активизируйте встроенную вспышку и нажмите кнопку спуска затвора. Вспышка заморозит основной объект съёмки, тогда как длинная выдержка запечатлит двигающийся фейерверк. |
Обычно, когда вы фотографируете вашим EOS со вспышкой, камера установит скорость синхронизации 1/90с или быстрее (см таблицу), чтобы устранить влияние тряски камеры при съёмке. Обычно это означает, что фон (который вспышка не может достичь) будет недоэкспонирован, то есть будет тёмным.
Некоторые новые модели EOS (см список) обходят эту проблему, предлагая режим ночной съёмки. В этом режиме камера устанавливает более длительную выдержку так, чтобы фон был корректно экспонирован естественным освещением, а вспышка по-прежнему даёт корректную экспозицию основному предмету съёмки. Нужно установить камеру на штатив или другую жёсткую опору, чтобы не допустить нерезкое изображение с такой длительной выдержкой.
Если камера двигается во время экспозиции, основной объект съёмки будет "заморожен" короткой вспышкой, а фон будет размыт. |
Если ваш EOS не имеет режима ночной съёмки, вы можете получить тот же результат, установив приоритет диафрагмы (Av) и выбрав открытую диафрагму. Камера, опять же, выберет такую выдержку, чтобы обеспечить корректную экспозицию при естественном свете. Вспышка сработает и обеспечит корректную экспозицию для основного объекта съёмки. Обычно рекомендуется штатив, хотя можно снимать и с рук - в таком случае основной объект съёмки будет запечатлён резким на фоне размытого фона.
Если вы снимаете ночью на открытом воздухе в программном (P) режиме, только основной объект съёмки будет корректно экспонирован (слева). А если вы переключитесь в режим ночной съёмки (или режим приоритета диафрагмы) - камера установит более длительную выдержку, чтобы проявить детали фона (справа). Фактически, это две разные экспозиции, наложенные друг на друга - одна от вспышки для ближайшего объекта, а другая - от естественного освещения для фона. Ставьте камеру на штатив, чтобы избежать тряски камеры на длительной выдержке.
Камеры EOS с режимом ночной съёмки: EOS 30, EOS 300, EOS 3000N, EOS 500N, EOS IX, EOS IX7.
Фотографии - Darren Maybury, Paul Exton, Geoff Du Feu, Anthony Crook, Philip Raby, Billy Stock.
|
||||