Чтобы снимать в помещении хорошо освещённые портреты, вашей камере EOS требуется нечто большее, чем просто встроенная вспышка. Нина Бэйли расскажет, какие варианты имеются в наличии - от единственной вспышки Speedlite до системы студийных вспышек, и с чего можно начать.
Самый простой тип портрета, который можно сделать дома - по плечи. Заполните кадр и забудьте про фон.
Снимать студийные портреты дома не так сложно, как кажется. Вам не потребуется большое пространство - как правило, хватает обычной гостиной. Освещение может быть простым или сложным - как захотите. Хотя при обеспечении домашней студии оборудованием стоит задуматься о покупке полного набора студийных вспышек, можно начать с простой вспышки.
Забудьте о съёмке в полный рост, если вы ограничены в пространстве и вариантах освещения. Вы сможете получить более впечатляющие изображения, если сконцентрируетесь на лице. А если вы заполните кадр, фон станет уже не таким важным. Однако чтобы скрыть различные ненужные элементы интерьера, а также исключить блики от вспышки на окнах и зеркалах, сзади рекомендуется повесить обычную простую ткань. Это может быть и простая белая простыня, и даже штора (главное, чтобы там не было рисунка !). Бархатные шторы очень хороши - они дают глубокие, насыщенные цвета.
Хотя делать прекрасные портреты возможно и в условиях освещения от обычных домашних ламп накаливания, тем не менее, это не рекомендуется. При съёмке с такими лампами на дневную плёнку вам нужно снимать со специальным фильтром на объективе, а фильтр поглощает некоторое количество света. Вам нужны мощные лампы, чтобы обеспечить достаточно света для коротких выдержек, а мощные лампы очень сильно греются. Жизнь модели станет довольно некомфортной, не говоря уж о риске возникновения пожара.
Намного лучшая альтернатива - использовать вспышку.
Выделенная вспышка
Во многих камерах EOS есть встроенная вспышка. Однако она совершенно не подходит для портретной фотографии. Даже если не принимать во внимание довольно слабое освещение, расположение вспышки близко к объективу даёт плоское, жёсткое освещение лица.
Использование вспышки Speedlite, присоединённой к башмаку камеры, немногим лучше. Прямое освещение даст не очень хороший результат, и ваша модель уж точно не будет вам благодарна. Вам нужно убрать вспышку от камеры. Это позволит вам поместить источник освещения сбоку модели, или высоко вверху, так что можно будет создать множество эффектов освещения. А если у вас есть две вспышки Speedlite или больше, вы можете использовать их, чтобы создать эффект освещения студийными вспышками.
В составе системы EOS сейчас есть две различные системы вспышечного освещения. Система, совместимая со всеми камерами EOS, называется A-TTL (улучшенная система замера через объектив). Вторая система полностью совместима только с последними моделями EOS и называется E-TTL (оценочная система замера через объектив).
Вспышки Speedlite систем A-TTL и E-TTL можно использовать вне камеры, подключая их интерфейсным кабелем. К сожалению, с его помощью вспышку можно отдалить от камеры всего на 60 сантиметров, что ограничивает универсальность этого метода. Определённо, этот кабель стоит попробовать, но не ожидайте добиться с его помощью всего разнообразия эффектов.
Выпускаемая Canon система подключения множества внешних вспышек позволяет одновременно подключить до четырёх вспышек Speedlite - одну на камере и три вне камеры. Максимальная длина всех кабелей подключения не должна превышать 10 метров. Недостаток этой системы - стоимость всех требуемых кабелей - она может достигать стоимости одной хорошей студийной вспышки ! Кроме того, выходная мощность всех вспышек системы уравнивается - следовательно, единственный способ контролировать эффекты освещения - располагать вспышки на разных расстояниях от объекта съёмки.
Система E-TTL была представлена вместе с EOS 50E - с её помощью можно добиться лучших результатов, снимая при комбинации естественного и вспышечного освещения. В условиях студии новая система не имеет особых преимуществ с точки зрения экспозамера.
Печальный вывод - большинство вспышек Speedlite не очень полезны для съёмок в студии. Единственное великолепное исключение - Speedlite 550EX (см. таблицу функциональности вспышек Speedlite).
Однако, это не означает, что вспышки Speedlite не могут использоваться для освещения в условиях студии - просто вы не сможете использовать часть их функций. Если вашу вспышку Speedlite можно переключить в ручной режим (см. таблицу) - тогда не всё потеряно.
В ручном режиме вспышки Speedlite излучают свет заданной мощности. Всё, что вам нужно - чтобы вспышки сработали одновременно, сразу после открытия затвора. Это можно сделать при помощи пары недорогих адаптеров и дешёвого кабеля. Сначала вам потребуется адаптер для камеры (около $7). Он вставляется в башмак камеры. Сбоку адаптера находится разъём типа PC. К нему присоединяется один конец синхронизационного кабеля. Эти кабели бывают разной длины - от 1 метра до 5 метров, и даже больше. За кабель придётся выложить от $4 до $10, в зависимости от длины. Наконец, вам потребуется адаптер для вспышки (около $6). Он вставляется в основание вспышки Speedlite и из него выходит небольшой кабель с вилкой на конце. Другой конец синхронизационного кабеля подсоединяется к этой вилке.
Итак, вспышка Speedlite подсоединена к вспышечной синхронизационной цепи камеры. Когда вспышка включена и зарядилась, она сработает после нажатия кнопки спуска затвора.
Так как вы используете вспышку Speedlite в обычном режиме (без соединения с камерой), то с таким же успехом вы можете использовать любую обычную вспышку. Старая вспышка с ручным режимом, которая может давно пылиться у вас на полке, может с таким же успехом выполнить всю работу.
Таблица функциональности вспышек Speedlite
Вспышка | TTL | A-TTL | E-TTL | Ручной | Варианты установок | Рейтинг |
106E | × | - | - | - | - | * |
200E | × | - | - | - | - | * |
200M | - | - | - | - | - | * |
480EG | × | - | - | × | Полная мощность, 1/4, 1/16 | ** |
300EZ | × | × | - | - | - | * |
420EZ | × | × | - | × | Полная мощность, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32 | ** |
430EZ | × | × | - | × | Полная мощность, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32 | ** |
540EZ | × | × | - | × | Полная мощность, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32 | ** |
220EX | × | - | × | - | - | * |
380EX | × | - | × | - | - | * |
420EX | × | - | × | - | - | *** |
550EX | × | - | × | × | Полная мощность, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32, 1/64, 1/128 | *** |
1 - Вспышка Speedlite 200M была сделана для камеры Canon EF-M и не поддерживает TTL режим экспозамера для вспышек. Вспышечный сенсор встроен в основание вспышки.
2 - Вспышка Speedlite 420EX может быть использована как ведомая беспроводная вспышка вместе со вспышкой Speedlite 550EX. Рейтинг обозначает рекомендации по удобству использования для студийной портретной фотографии. * - плохо, ** - хорошо, *** - очень хорошо.
Вспышка Speedlite 550EX
Владельцы вспышки Speedlite 550EX и совместимых (E-TTL) камер имеют значительно больший выбор вариантов студийного освещения. Вспышкой 550EX можно управлять с помощью беспроводной связи - её можно установить вне камеры и при этом вам не потребуется никаких проводов между камерой и вспышкой. При съёмке с использованием преимуществ этой системы есть несколько вариантов.
Беспроводной передатчик Speedlite Transmitter ST-E2 - небольшой аксессуар, который вставляется в башмак камеры и держит связь со вспышками, которые находятся вне камеры. Количество вспышек, которые можно контролировать и что можно сделать с их помощью, зависит от модели камеры.
Таблица функциональности вспышек и камер
Камера | Режимы TTL/A-TTL | Режим E-TTL | Работа с 550EX | Беспроводной режим | Соотношение мощностей вспышек | Количество вспышек |
EOS 1 * | × | - | × | Ручной | - | 3 |
EOS 1V | × | × | × | Авто | × | Неогр. |
EOS 10 | × | - | × | Ручной | - | 3 |
EOS 100 | × | - | × | Ручной | - | 3 |
EOS 1000 * | × | - | × | Ручной | - | 3 |
EOS 3 | × | × | × | Авто | × | Неогр. |
EOS 30 | × | × | × | Авто | × | Неогр. |
EOS 300 | × | × | × | Авто | - | 3 |
EOS 3000 | × | - | × | Ручной | - | 3 |
EOS 5 | × | - | × | Ручной | - | 3 |
EOS 50, 50E | × | × | × | Авто | - | 3 |
EOS 5000 | × | - | × | Ручной | - | 3 |
EOS 5000 | × | - | × | Ручной | - | 3 |
EOS 500N | × | × | × | Авто | - | 3 |
EOS 600 | × | - | × | Ручной | - | 3 |
EOS 620 | × | - | × | Ручной | - | 3 |
EOS 650 | × | - | × | Ручной | - | 3 |
EOS 700 | × | - | × | Ручной | - | 3 |
EOS 750 | × | - | × | Ручной | - | 3 |
EOS 850 | × | - | × | Ручной | - | 3 |
EOS RT | × | - | × | Ручной | - | 3 |
EOS IX | × | - | × | Авто | - | 3 |
EOS IX7 | × | × | × | Авто | - | 3 |
Камеры типа "B" обеспечивают лишь ручное беспроводное управление - с учётом синхронизации устанавливается правильная выдержка, но для получения корректной экспозиции требуется использование флеш-метра.
Таблица совместимости 550EX / ST-E2 с камерами EOS
Если в вашей камере есть режим E-TTL, вы можете использовать ST-E2, чтобы управлять одной или несколькими удалёнными вспышками Speedlite 550EX. Если у вас есть камера EOS 1V или EOS 3, вспышки Speedlite можно настроить на разную мощность, в результате чего у вас получится неплохая замена студийным вспышкам. Каждая вспышка приписывается к управляющей группе A или B, а далее вы устанавливаете соотношение мощности вспышек групп A и B.
Вспышку Speedlite 550EX также можно использовать на камере в качестве управляющей вспышки. Она может управлять другими вспышками 550EX точно так же, как и ST-E2, но вспышки можно объединить уже в три группы.
Соотношение мощности вспышек на управляющих устройствах Speedlite 550EX и ST-E2 обозначается шкалой со значениями от 8:1 до 1:8. Фотографы, которые привыкли снимать со студийными вспышками, иногда путаются из-за таких обозначений. Числа обозначают мощность первой вспышки Speedlite по отношению ко второй. К примеру, соотношение 1:8 означает, что первая Speedlite выдаёт импульс в 8 раз более мощный, чем вторая. В терминологии студийных вспышек это означает, что вы включаете первую вспышку на полную мощность, а вторую - на 1/8 мощности.
Камера | A-TTL | E-TTL | PC Sync | Интерфейсный кабель | Подключение нескольких кабелей | Синхр. | Полярн. |
EOS 1 | × | - | × | × | × | 1/250с * | Н |
EOS 1V | × | × | × | × | × | 1/250с* | О |
EOS 10 | × | - | - | × | × | 1/125с | О |
EOS 100 | × | - | - | × | × | 1/125с | О |
EOS 1000 | × | - | - | × | × | 1/90с | О |
EOS 3 | × | × | × | × | × | 1/200с * | О |
EOS 30 | × | × | - | × | × | 1/125с | О |
EOS 300 | × | × | - | × | × | 1/90с | О |
EOS 3000 | × | - | - | × | × | 1/90с | О |
EOS 5 | × | - | × | × | × | 1/200с * | О |
EOS 50, 50E | × | × | - | × | × | 1/125с | О |
EOS 500 | × | - | - | × | × | 1/90с | О |
EOS 500N | × | × | - | × | × | 1/90с | О |
EOS 5000 | × | - | - | × | × | 1/90с | О |
EOS 600 | × | - | - | - | × | 1/125с | Н |
EOS 620 | × | - | × | × | × | 1/250с | Н |
EOS 650 | × | - | - | × | × | 1/125с | Н |
EOS 700 | × | - | - | × | × | 1/125с | О |
EOS 750 | × | - | - | × | × | 1/125с | О |
EOS 850 | × | - | - | × | × | 1/125с | Н |
EOS RT | × | - | - | - | × | 1/250с | Н |
EOS IX | × | × | - | × | × | 1/125с | О |
EOS IX7 | × | × | - | × | × | 1/250с | О |
Понятность: Н - нормальная, О - обратная
Некоторые студийные вспышки могут не успевать работать на такой синхронизации - обычно рекомендуется ставить выдержку 1/60с или 1/125с.
Полезные советы
При фотографировании портретов не рекомендуется использовать прямую вспышку. Освещение становится очень плоским, вспышка не выявляет очертания и рельеф лица.
Если вы оставите вспышку на камере, но поднимете её головку вверх, чтобы освещение отразилось от потолка, вспышка отбросит тень на лицо - но не такую, какую хотелось бы. Свет, падающий с потолка, создаёт тени под глазами. Кроме того, тень прямо под носом не слишком привлекательна.
А вот если вы снимете вспышку с камеры и будете использовать её совместно с парой вспышечных аксессуаров, вы получите намного лучшие результаты. При съёмке этой фотографии вспышку убрали в сторону от камеры (вы можете понять, на какой угол, если посмотрите на тень под носом). Освещение было смягчено за счёт того, что вспышка освещала объект съёмки сквозь белый рассеивающий зонтик (белый полупрозрачный нейлон, натянутый поверх каркаса зонтика). И в завершение, рядом с объектом съёмки, в стороне, противоположной вспышке, было помещёно белое полотно. Оно отразило свет вспышки, подсветив детали в тенях сбоку лица.
Студийные вспышки и камеры EOS
Студийные вспышки - это на самом деле всего лишь большие вспышки, которые питаются от сети. Их можно использовать с целым рядом дополнительных аксессуаров, которые дают вам полный контроль над освещением.
Одно из главных преимуществ по сравнению с внешней вспышкой - наличие моделирующего (пилотного) света. Это обычная лампочка, расположенная в центре круглой вспышечной колбы, так что она даёт практически те же самые эффекты освещения, что и сама вспышка. Это означает, что вы можете очень точно расположить студийную вспышку, так как видите распределение света и тени прямо на сюжете ещё до того, как произведёте съёмку.
Большинство производителей продают комплекты для студийной съёмки, состоящие из одной, двух или трёх вспышек, а также стоек и других аксессуаров. Покупка такого комплекта позволяет экономить деньги - конечно, если вам нужны все эти аксессуары. В противном случае может быть дешевле самому собрать свой комплект, покупая по отдельности только то, что нужно.
Вспышки
Мощность вспышек обозначается ведущим числом. Поделите ведущее число на расстояние до объекта съёмки - и вы получите диафрагму, которую нужно установить для получения правильной экспозиции. Ведущее число обычно указывается для расстояния, измеряемого в метрах и для плёнки с чувствительностью ISO 100. Ведущее число 33 (м, ISO 100) означает, что объект съёмки на расстоянии трёх метров можно фотографировать при диафрагме f/11.
Ведущие числа для студийных вспышек начинаются в районе 34 (м, ISO 100) и могут достигать 120 (м, ISO 100). Для сравнения - ведущее число вспышки Speedlite 550EX, когда она используется отдельно от камеры с установкой по умолчанию на 24мм, составляет 28 (м, ISO 100).
Обычно свет вспышки отражают рефлектором, либо пропускают сквозь полупрозрачный материал. Таким образом, мощность вспышки уменьшается в два раза, а то и больше, так что учитывайте эту потерю при покупке вспышки - вам может понадобиться мощность, в два раза большая, чем вы думаете. Мощные вспышки можно использовать на уменьшенной мощности, если это требуется.
Стойки
Стойка держит на себе вспышку и позволяет вам расположить её на нужной высоте и под нужным углом. Если вы используете вспышку с небольшим зонтиком-отражателем, вам может подойти небольшая, лёгкая стойка. А если вы будете пользоваться большим софт-боксом или другими тяжёлыми аксессуарами, вам понадобится более солидная опора.
Иногда полезно иметь возможность направить один из источников света сверху, с большой высоты на объект съёмки, так что в идеале хотя бы одна из стоек должна иметь возможность для достаточного увеличения высоты (конечно, если высота потолков в вашей студии позволит вам это сделать).
Зонтики
Зонтики для вспышек представляют собой специальный материал, натянутый на каркас зонтика. Как и дождевые зонты, они складываются для хранения.
Полупрозрачные зонтики обычно делаются из белого нейлона. Вы можете использовать их как рефлекторы, чтобы свет отражался от внутренней поверхности назад к объекту съёмки, либо как рассеиватель, чтобы свет проходил сквозь материал.
Непрозрачные зонтики работают только как отражатели - свет не может проходить через материал, из которого они сделаны. Вы можете выбрать из трёх типов материалов - зонтики бывают белыми, металлическими серебряными (они обладают большей отражающей способностью по сравнению с белыми зонтиками), и металлическими золотыми (они великолепно обеспечивают дополнительный эффект тёплых тонов кожи при фотографировании портретов).
Зонтики для вспышек бывают разных размеров. Чем больше диаметр - тем мягче свет.
Золотые зонтики дают значительно более тёплое освещение (справа), чем серебряные (слева).
Рефлекторы (отражатели)
Рефлектор может быть очень простым - например, обычный лист плотной белой бумаги - да хоть газетный лист ! Смысл рефлектора - получить свет от вспышки и отразить его в теневые области объекта съёмки. Считайте, что это заполняющая вспышка, только у вас нет риска создать новые тени, которые неминуемо появятся при использовании дополнительной вспышки.
Как и зонтики, рефлекторы бывают с белой, серебряной и золотой поверхностью. Белый считается самым удобным. Комбинируя аксессуары, остерегайтесь использования золотых зонтиков с золотыми рефлекторами - эффект может быть слишком уж сильным.
Если вы много фотографируете в студии, стоит приобрести плоский рефлектор в рамке, крепящийся к стойке. Такой рефлектор можно надёжно установить на любой высоте и под любым углом, как потребуется.
Софт-боксы
Софт-бокс - это просто чехол вокруг вспышки с полупрозрачным рассеивающим материалом спереди. Он даёт регулируемое мягкое освещение, идеальное для портретов (и многих других сюжетов). Их легко использовать, так как точное расположение источника света не критично.
Большие софт-боксы лучше, чем маленькие - чтобы добиться действительно мягкого освещения, вам нужно расположить рассеивающий материал как можно дальше от вспышки. Однако, с большими софт-боксами трудно управляться - для них требуются большие стойки, иначе они перевесят вспышку. Нужно также принимать во внимание занимаемую площадь студии.
Хороший софт-бокс весьма значительно уменьшает мощность вспышки. Чтобы компенсировать этот эффект, вам потребуется довольно мощная вспышка.
Разные разности
Чтобы подключить вспышки к камере, используются вспышечные синхронизационные провода. Один провод идёт от камеры к первой вспышке, другой от первой вспышки ко второй, и так далее.
В некоторые вспышки встроены сенсоры, называемые вспышечными триггерами. Они реагируют на импульс другой вспышки и включают свою вспышку. Всё происходит так быстро, что эти две вспышки срабатывают практически одновременно.
Эта функция довольно удобна, так как в этом случае вы избавляетесь от синхронизационных проводов между вспышками. Вам остаётся только подключить одну вспышку к камере. Если ваши вспышки не оборудованы такими сенсорами, их можно купить отдельно, а потом подключить в разъём вспышки.
Тубусы (snoot) используются, чтобы сконцентрировать световой поток на малой площади, а также для того, чтобы прямой поток света от вспышки не попал в объектив, что может вызвать блик/засветку. Тубусы идеально подходят для освещения волос, а также для придания акцента отдельным элементам композиции. Створки (barn doors) - управляемый вариант тубуса. Их можно открыть, чтобы свет освещал большее пространство и вместе с тем не падал на объектив.
Флешметры
Наиболее надёжный способ определения правильной экспозиции при съёмке в студии с использованием вспышек - использование отдельного флешметра. Цены начинаются примерно с $50.
Выдержка совершенно не связана с экспозицией при съёмке со студийными вспышками, так что большинство флешметров позволяют вам установить чувствительность плёнки, а затем выдают непосредственно значение диафрагмы. Если флешметр выдаёт значение выдержки - это значит, что он является т.н. "двойным" флешметров, которые вдобавок к своей основной функции измерения экспозиции при съёмке со студийными вспышками умеют ещё измерять экспозицию при съёмке в условиях естественного освещения. Такие флешметры могут учитывать естественное освещение вдобавок к вспышкам. Как правило, эти функции не требуются при студийной работе со вспышками.
Флешметр обычно используется в режиме замера освещённости, когда он измеряет свет, падающий на объект съёмки, а не отражённый от него. В портретной фотографии флешметр обычно держат сбоку от головы, на уровне глаз.
Направьте флешметр на вспышку, которая является основным источником освещения для лица, и поставьте на камере указанную диафрагму. Также нужно произвести замеры с той же позиции по остальным вспышкам - просто, чтобы убедиться в правильном балансе других источников света. Как правило, главная вспышка должна быть самой мощной. Вторая вспышка, используемая для заполнения, не должна превышать по мощности первую больше, чем наполовину. Это означает, что если вы получаете f/8 при измерении по главной вспышке, другие должны показывать не более, чем f/5.6.
Установите вашу камеру EOS в ручной (M) режим и поставьте значения выдержки и диафрагмы вручную. Выдержку нужно устанавливать в пределах от 1/60 секунды до 1/125 секунды. Если вы не знаете точное значение - установите 1/60 секунды.
Автофокусировка может быть включена или выключена - это зависит от уровня естественного освещения. В любом случае, наилучшие результаты достигаются переключением объектива в режим ручной фокусировки (переместите переключатель фокусировки сбоку объектива в положение "M" или "MF") и фокусировкой на глазах объекта съёмки. Если глаза не будут резкими, вряд ли можно будет назвать портрет удачным.
Даже рассеянная вспышка может дать довольно жёсткое освещение (снизу справа). Использование софт-фокусной съёмки (с помощью фильтров или специального объектива) даёт намного лучшие результаты (вверху слева).
Что, если у меня нет флешметра ?
В принципе, иметь флешметр необязательно, если вы собираетесь снимать портреты в одной и той же студии. Мощность вспышек неизменна, а расстояние между вспышками и объектом съёмки, скорее всего, будет одно и то же.
Если вы с самого начала снимете серию тестовых кадров при разных значениях диафрагмы, то результаты после проявки покажут вам, при какой диафрагме достигается наилучшая экспозиция. Вы можете использовать это значение для последующей съёмки. Помните, что вам потребуется изменить значение диафрагмы, если вы перейдёте на плёнку с другой чувствительностью.
Эта техника вполне работает с негативной плёнкой, у которой довольно большая фотографическая широта. Флешметр строго рекомендуется при съёмке на слайдовую плёнку.
Как вспышки будут срабатывать ?
Студийные вспышки поставляются с проводом, который подключается к синхронизационному PC-разъёму на камере. Однако большинство камер EOS не оборудовано этим разъёмом, так что необходимо использовать адаптер, вставляющийся в "башмак", чтобы получить подходящий тип разъёма для подключения студийных вспышек.
К сожалению, на этом проблемы не заканчиваются. Если камера оборудована встроенной вспышкой, производители должны поменять полярность на синхро-разъёме или на "башмаке" по причинам безопасности.
Это означает, что когда вы подсоедините камеру к студийным вспышкам, и нажмёте кнопку спуска затвора, вспышки не сработают, и затвор "заклинит". Если вы выключите камеру и включите её снова, эффект пропадёт, но появится снова, как только вы опять нажмёте на кнопку спуска затвора.
Чтобы ещё больше усложнить жизнь, полярность подключения студийных вспышек может быть разная у различных моделей. Кроме того, с появлением EOS 3 даже у камер без встроенной вспышки полярность обратная.
Одно из решений проблемы полярности - провод с обратной полярностью для подключения вспышек. Это обычный вспышечный провод, но провода на одном из концов перекрещены.
В качестве альтернативы вы можете использовать дешёвую маломощную вспышку, чтобы она давала сигнал сенсорам, встроенным во вспышки. Подходящую вспышку можно купить в районе $20 (а если б/у, то ещё дешевле). В идеале она должна иметь поднимающуюся голову, чтобы вспышку можно было направить в потолок. Таким образом вы избавитесь от лишних огоньков (отражений вспышки) в глазах объекта съёмки.
Не пытайтесь использовать вспышку Speedlite для запуска студийных вспышек, если она не установлена в ручной режим и мощность её не уменьшена. Вспышки Speedlite с технологией E-TTL испускают предварительный импульс на мощности 1/20, который слишком рано запустит студийные вспышки, и они не успеют зарядиться к тому моменту, как откроется затвор. Инфракрасный предварительный импульс вспышек Speedlite с технологией A-TTL может вызывать похожие проблемы.
Если у вас в наличии вообще имеется только вспышка Speedlite, вы можете использовать её вместе с подходящим отражающим зонтиком с помощью соответствующего крепления (например, Manfrotto 026). Таким образом, вы получите качественное освещение, сравнимое со студийными вспышками, но без моделирующего света.
Фотографии - S.Devoss, Nina Bailey.
источник eos.nmi.ru © 2002-2006 Александр Жаворонков