Один из объективов Canon, предназначенный для специалистов - MP-E65 Macro. Мы попросили двух фотографов прокомментировать этот объектив. Крис Мэттисон фотографирует природу. Д-р Син Эдвардс - смотритель ботанической секции в Манчестерском музее.
Кажется, что на фотографии - канаты, но это всего лишь экстремальный крупный план ниток в классической джинсовой ткани - при увеличении 5х.
Canon производит целую линейку объективов, позволяющих фотографам достичь увеличения 1х (в реальную величину). Эти макро-объективы - 50мм, 100мм и 180мм (объективу EF 50мм Macro требуется конвертер Life-size, чтобы достичь увеличения 1х). Если вы добавите кольцо между камерой и объективом, или навинтите макро-линзу Canon на объектив, вы получите увеличение немного большее, чем 1х. Говоря о кратности, мы имеем в виду размер изображения на плёнке относительно реального размера. Масштабы на отпечатках, конечно, будут другими.
Для большего увеличения, однако, вам потребуется нечто более специализированное. В "старые добрые времена" для близкой фокусировки использовали меха, но Canon не производит меха для системы EOS. Вместо этого недавно появился первый объектив нового типа - объектив MP-E65 f/2.8 1-5x для макро-фотографии. С его помощью возможно добиться увеличения вплоть до 5х (в пять раз превышающего реальный размер) без применения каких-либо дополнительных аксессуаров.
Чешуйки крыла мотылька при увеличении 5х. Фотография с большим увеличением даёт совершенно другой взгляд на привычные вещи.
Этот объектив подходит только для макро-фотографии - он не может быть сфокусирован для получения изображений с увеличением меньше, чем в реальную величину, так что его использование ограничено съёмкой очень маленьких вещей (или маленьких частей больших предметов). Области применения, где этот объектив может быть полезен, включают индустриальную фотографию - вещей типа печатных плат, медицинскую фотографию, а также естественную историю.
Печатная плата, увеличение - 5х.
Проблемы макро
Как и при использовании любых систем высокого увеличения, чтобы выжать максимум из этого объектива, требуется время и терпение - нужно справиться с некоторыми проблемами. Глубина резкости невероятно мала, так что очень важно аккуратно расположить объект съёмки. Для плоских объектов, которым нужна резкость от края до края, важно расположение параллельно плоскости плёнки - иначе часть изображения будет не в фокусе.
Во-вторых, при большом увеличении обозреваемое пространство такое маленькое, что даже малейшее движение камеры или объекта полностью меняет расположение объектов в кадре, что невероятно затрудняет композицию. Требуется прочная поддержка для камеры - копировальная стойка или штатив. Для точной фокусировки очень полезны специальные фокусировочные рельсы - к примеру, Novoflex.
Фокусировочные рельсы
Фокусировочные рельсы Novoflex (CASTEL-L), стоимость - около $180. |
Бесценную помощь при макро-съёмке оказывают фокусировочные рельсы. Они привинчиваются к штативу, а камера и объектив присоединяются к ним сверху. Вы поворачиваете регуляторы сбоку рельсов - и камера с объективом перемещаются вперёд-назад с очень большой точностью, чтобы сфокусироваться на объекте. После того, как объектив оказался в правильном положении, рельсы надёжно фиксируются.
Преимущество одновременного перемещения камеры и объектива в том, что таким образом увеличение объекта съёмки остаётся неизменным. Если вы используете фокусировочное кольцо объектива, увеличение объекта съёмки меняется по мере того, как вы фокусируетесь на нём.
Хорошие фокусировочные рельсы недёшевы. Чтобы добиться резкого изображения, требуется высокая точность. Даже малейшее перемещение рельсов может испортить фотографии, сделанные при большом увеличении с помощью объектива MP-E65мм.
Комар, пойманный насекомоядным растением. Увеличение - 4х.
Объектив оборудован установочным кольцом - вы должны использовать именно его, а не установочное крепление в основании камеры, чтобы присоединить всю конструкцию к фокусировочным рельсам. После этого камеру можно поворачивать из горизонтального в вертикальное положение, как требуется (хотя вам нужно следить за тем, чтобы задняя часть фокусировочных рельсов не мешала корпусу камеры). При использовании этого объектива автоматическая фокусировка невозможна - фокусировка производится с помощью обычного фокусировочной кольца на объективе.
Ещё одно преимущество фокусировочных рельсов - то, что вы можете установить требуемое увеличение на шкале объектива, а затем перемещать камеру по рельсам вперёд-назад до тех пор, пока объект не станет резким. Если вы работаете без фокусировочных рельсов, вам нужно постоянно перемещать камеру и фокусироваться - до тех пор, пока вы не достигнете подходящего увеличения. Это может занимать значительное время.
Чтобы произвести съёмку, вам нужен пульт дистанционного управления. Также полезно воспользоваться функцией блокировки зеркала в верхнем положении (если в вашей камере есть такая функция) - впрочем, это не обязательно.
Одна из проблем, с которыми вы столкнётесь - в действительности вы даже не видите объект съёмки! И может быть очень сложно установить камеру в нужное положение, если объект хотя бы частично не находится в фокусе. Ещё более трудная задача - завершить установку, так как малейшее перемещение камеры будет увеличено в несколько раз.
Зачастую, значительно проще перемещать объект съёмки, чем штатив, фокусировочные рельсы и саму камеру. Очень полезна фокусировочная площадка - на ней можно понемногу перемещать объект съёмки вверх, вниз, из стороны в сторону - её рекомендуется использовать, если вы часто пользуетесь этим объективом.
Освещение объекта
По мере того, как вы выдвигаете объектив для достижения большего увеличения, количество света, проходящее через видоискатель, падает до катастрофического уровня - вы теряете более пяти ступеней при максимальном увеличении. Другими словами, только 1/32 света, падающего на объект съёмки, достигает видоискателя ! Если вы работаете в помещении, вам совершенно необходимо дополнительно освещать объект съёмки мощным источником света (настольная лампа, фонарь или фотоосветитель), если объектив близок к значениям своего наивысшего увеличения, несмотря на относительно широкую диафрагму - f/2.8. При работе на открытом воздухе в яркий солнечный день проблем меньше.
Освещение для съёмки, в отличие от освещения для фокусировки и композиции - совершенно отдельный вопрос. Если вы уверены, что камера поддерживается абсолютно стабильно, и нет опасности перемещения самого объекта съёмки - вы можете использовать естественное освещение. Экспозамер на камерах серии EOS 1 работает полностью в автоматическом режиме, но с другими камерами Canon рекомендует устанавливать определённую компенсацию. Точная компенсация зависит от увеличения - полезно сделать серию тестовых снимков, записывая параметры съёмки - вы с пользой потратите время и плёнку перед тем, как всерьёз возьмётесь за макро-фотографию.
В большинстве случаев лучшим способом освещения является внешняя вспышка с экспозамером TTL. Однако, короткое фокусное расстояние объектива означает, что рабочее расстояние при наивысшем увеличении настолько мало (41мм при 5х), что может быть очень сложно реально осветить объект съёмки - начинает мешаться сам объектив. Вам нужно использовать интерфейсный кабель для того, чтобы вспышка могла быть физически отсоединена от камеры, а также вам потребуется ассистент, который будет держать вспышку - впрочем, можно обойтись и струбциной.
Перо из крыла самца фазана, увеличение - 5х.
Использовать бленду очень непрактично - при большом увеличении она будет касаться объекта съёмки. Это означает, что вам нужно тщательно устанавливать вспышку, чтобы её свет не попадал на передний элемент объектива (который не очень далеко выступает наружу) - это может привести к появлению бликов. Это не всегда просто. Как альтернативный вариант, вы можете использовать кольцевую вспышку, если вас устраивает освещение, которое она даёт. Новая вспышка Macro Ring Lite MR-14X, выпущенная недавно, идеально подходит для этого.
Совершенно другой способ освещения, подходящий для фотографирования листьев и других светопроводящих объектов - использовать свет от вспышки, установленной за объектом съёмки. Вы можете уменьшить риск появления бликов, поместив объект съёмки между двумя листами чёрной бумаги с проделанными отверстиями в них, достаточными для съёмки - таким способом, в объектив проходит только важный для съёмки свет.
Выводы
Пока мы рассмотрели только негативные аспекты использования этого объектива - его довольно сложно использовать, он дорогой; и если у вас нет камеры серии EOS 1, вам нужно будет помнить о том, что требуется компенсация экспозиции при естественном освещении. Более того - видимо, вам придётся потратить ещё больше денег на фокусировочные рельсы и кольцевую вспышку.
Все эти замечания, однако, относятся ко всей макро-фотографии - вне зависимости от используемого оборудования. Если вас привлекает макро-фотография - либо как документальная съёмка маленьких объектов или созданий, либо как творческий инструмент - вы уже знаете о тех трудностях, которые вам нужно преодолеть в этом жанре высокоспециализированной съёмки.
Всё, что обеспечивает этот конкретный объектив - он является оборудованием с высокими оптическими стандартами, и он может стать основой точной и эффективной макро-системы.
Крис Мэттисон
Объектив мечты
После вечного использования непонятно каких комбинаций малоподходящего и несертифицированного оборудования для достижения высокого увеличения - этот объектив просто является мечтой. |
Вполне можно понять, что более широкую диафрагму не стали делать. Это значительно затрудняет окончательную фокусировку - света недостаточно. Canon мог бы завершить триумф, если бы добавил держатель для удобного мини-фонарика Maglite (его световой пучок имеет высокую интенсивность, хорошо фокусируется и передняя часть очень маленькая) вместе с держателем для рефлектора, который присоединяется ко вспышке ML-3 !
С приходом вспышек E-TTL (а также с появлением функции FEL) произошла революция в точности управления вспышкой. Вспышку Speedlite 550EX можно установить на держатель, смонтированный снизу от камеры - сферическая головка держателя, к которому присоединена Speedlite, позволяет установить её под идеальным углом.
Прилипала, при увеличении 2.5х. Фотография с рук; с использованием Speedlite 550EX для освещения. (Все значения увеличений для фотографий относятся к размеру изображения на плёнке 36х24мм - а не к размеру фотографий, которые вы видите).
Зум-головка вспышки должна быть установлена на 105мм. Вспышку нужно расположить прямо около края объектива, но чуть сзади по отношению к переднему элементу. Таким образом, обеспечивается освещение, которое заполняет тени, исключает резкую контрастность, но в то же время даёт хороший моделирующий свет. С другой стороны объектива можно расположить отражатель, используя резиновое кольцо в качестве крепления. В результате у вас получается удивительно портативная и, в то же время, довольно качественная система.
Ясколка обычная. С одной стороны использовалась вспышка Speedlite 550EX, а с другой - отражатель. Увеличение - 5х.
Очень жаль, что оконечная часть объектива MP-E65 f/2.8 не скошена для обеспечения большего доступа освещения.
Осенний морской лук. Для освещения были использованы две вспышки Speedlite 550EX. Увеличение - 5х.
В документации Canon сказано: "Объектив не может быть использован совместно ни с экстендерами EF 1.4x/2x, ни с кольцами EF 12/25". Конечно же, эти аксессуары можно использовать, но камера вносит правильные коррективы в параметры съёмки только в том случае, если вы используете комбинации аксессуаров, утверждённые Canon.
Если вы будете использовать экстендер EF 2x, вы не только удвоите увеличение (до 10х), но и увеличите рабочее расстояние до такого значения, которое объектив позволил бы только при половинном увеличении. За это придётся заплатить относительной потерей света - диафрагма уменьшится. Использование колец, чтобы добиться большего увеличения, видимо, будет оказывать худший эффект на оптическое качество по сравнению с использованием высококачественного экстендера EF 2x.
Лиственный печёночник, перевёрнутый, чтобы был виден ряд нижних листьев. Увеличение 10х было достигнуто путём добавления 2х экстендера к макро-объективу MP-E65мм. Камера была зафиксирована на штативе, а вспышка Speedlite 550EX использовалась с интерфейсным шнуром.
Кольцо для установки на штатив обеспечивает неожиданное удобство для работы с рук - к нему можно прикрепить держатель вспышки. Преимущества очевидны - оно расположено дальше, его ребристая ручка позволяет лучше ухватиться за держатель, его вращение позволяет быстро переместить вспышку для вертикальной или горизонтальной съёмки - оно перемещается вместе с объективом в случае использования колец или экстендера, а также оно спасает крепление камеры от повреждений.
Диафрагма при большом увеличении
Эффективная диафрагма уменьшается по мере того, как вы добиваетесь всё большего увеличения. При увеличении 10х, держать камеру руками и фокусироваться при невероятно тусклом свете, проходящем через диафрагму f/24 - достаточно сложное занятие.
При увеличении 10x диафрагма f/6.3 превращается в эффективную диафрагму f/76, а глубина резкости при этом - всего 200μм (микрометров) - это невероятно крошечное расстояние даже для реального размера изображения - 2.4мм на 3.6мм.
Всегда есть соблазн немного увеличить эту крохотную глубину резкости хоть немного, зажав диафрагму ещё чуточку - но уменьшение диафрагмы до f/10 приводит к эффективной диафрагме f/120, что даёт уже совершенно неприемлемую мягкость изображения. Очень важно понимать, что это не дефект объектива, а происходит из-за дифракции. Даже если использовать объектив как изначально предполагается - при увеличении 5х - то f/16 даст эффективную диафрагму f/96, и будет просто стыдно сваливать вину на объектив за слишком мягкий результат.
Видимо, именно по этой причине Canon ограничивает диафрагму минимальным значением f/16, а также говорит, что объектив нельзя использовать с экстендером EF 2x (а объектив можно с ним использовать) - диафрагма f/16 при увеличении 10х с экстендером EF 2х даст совершенно смехотворную эффективную диафрагму f/192 - конечно же, понятно, что Canon не хочет ассоциироваться с качеством полученного таким способом изображения.
Синхронизация по второй шторке
Объектив MP-E65 совершенно не подходит для фотографирования с использованием естественного освещения при больших увеличениях. Использование вспышки также не сможет зафиксировать изображение и не спасёт от тряски камеры или других вибраций, даже с использованием прочного штатива. Самый лучший способ добиться резких результатов при фотографировании статичных объектов - использовать сочетание дистанционного управления, задержки (2 секунды - вполне достаточно), блокировки зеркала (если камера это позволяет), а также выдержки в 1 секунду в комбинации с синхронизацией по второй шторке. Синхронизация по второй шторке является благом для макро-фотографии, так как при ней все микро-вибрации стихают до того, как срабатывает вспышка. Даже яркая лампа для фокусировки за 1 секунду не окажет влияния на общую экспозицию. Объектив превосходно избавлен от появления бликов - это позволяет поместить отражатель непосредственно рядом с границей кадра без ухудшения качества изображения.
Кольцевая макро-вспышка ML-3
Объектив MP-E65 оборудован креплением для кольцевых макро-вспышек Macro Ring Lite. Вспышка ML-3 работает вполне удовлетворительно, но у неё слишком маленькая мощность для низкочувствительной плёнки (её фокусировочный свет слишком рассеян и фокусируется неправильно), и экспозамер может оказаться совершенно неправильным с учётом всех связанных с этим неточностей. Более того, с использованием вспышки ML-3 очень затруднён доступ к маленьким углам, и её освещение слишком рассеяно, даже с использованием только одной трубки, так что фотографиям не хватает объема и искорок. Начиная с некоторой критической точки, при приближении освещение падает по мере того, как объект съёмки входит в конусообразную тёмную зону. Я ещё не тестировал объектив с новой кольцевой макро-вспышкой MR-14EX.
Экспозиция
Были протестированы системы экспозамера вспышки E-TTL и FEL с использованием одной/двух вспышек Speedlite 550EX под управлением ST-E2, а также в соединении с экстендером EF 2x. Работа с камерой и изображение в видоискателе вполне удовлетворительны. Тестовые плёнки Kodachrome 64 получились практически неотличимы от идентичных фрагментов, полученных с помощью макро-объектива EF 50мм f/2.5 при увеличении 1х. При более сильном увеличении - как с экстендером EF 2x, так и без него - результаты получились очень хорошие.
Качество
Были протестированы увеличения от 1х до 5х, а также от 5х от 10х, используя экстендер EF 2x. На тестовой плёнке Kodachrome 64 результаты получились невероятно резкими на всех увеличениях, - заметно более резкими, чем с использованием макро-объектива EF 50мм f/2.5 при эквивалентных установках диафрагмы, особенно по углам кадра.
Изображение в видоискателе исключительно резкое, но вряд ли объектив будет использоваться при максимальной диафрагме, так что это, по большому счёту, академическое замечание. Из-за намного лучшей резкости MP-E65 диафрагму можно зажать даже чуть больше обычного значения - f/76 (возможно, на пол-ступени), чтобы выжать ещё чуть-чуть глубины резкости без появления излишней мягкости - при увеличении 7.5х или 10х это очень ценно.
Выводы
Если вы пользуетесь системой EOS и всерьёз занимаетесь макро-фотографией при увеличениях 1х и выше - это тот объектив, которого вы ждали всё это время. При использовании в комплекте со Speedlite 550EX и экстендером EF 2x получается поистине непобедимая конструкция, способная на увеличение от 1х до 10х в полевых условиях. Есть несколько мелких проблем, раздражающих в основном тем, что их можно было избежать практически без каких-либо серьёзных денежных вложений, но при цене в $1350 за такой высококачественный специализированный объектив возмущаться было бы просто невоспитанно.
Д-р Син Эдвардс
|
|