Всё о фотографии. Авторский сайт
Добро пожаловать на сайт. Главной целью этого некоммерческого
ресурса является размещение статей, рассказов и размышлений на
темы, связанные с фотографией и непосредственно самих фотографий

От Автора   Про оптическую терминологию   Объективы Canon и Sigma   Выбор объектива   Калькулятор ГРИП  

Главная

Новости

Теория фотографии

Фотосъёмка - секреты мастерства

Размышления на тему фотографии

Полезные странички

Инструкции для фототехники Canon

Всё про Canon EOS

Меняем прошвку или новая прошивка для фотоаппарата.

Обработка изображений в Adobe Photoshop

Фотогалерея

Рассказы о природе

Карта сайта

Светофильтры



Страницы этого раздела

  • Теория фотографии
  • Композиция
  • Экспозиция
  • Практика
  • Оптика
  • Светофильтры

  • О свете и цветовой температуре.

    Светом принято называть электромагнитное излучение с длиной волны от 440 до 700 нм. Только в этом диапазоне глаз может воспринимать электромагнитные волны. Меньшие значения соответствуют синей части спектра, а большие значения красной части спектра. Волны за пределами этого диапазона называются инфракрасными (ИК) и ультрафиолетовыми (УФ).

    Белым светом человек считает суммарную составляющую всех волн видимого спектра. Так например в цветных телевизорах белый свет образуется смешением трех лучей имеющих разный цвет, и наоборот радуга в небе является разложением белого света на составляющие.

    Качественное состояние света принято называть цветовой температурой.

    Цветовая температура -это эффективная величина, равная температуре абсолютно черного тела, при которой отношение энергетических яркостей для двух длинн волн его спектра равно отношению этих же величин для спектра исследуемого источника света.

    Изменения цветовой температуры являются результатом изменения в относительных количествах излучений в сине-фиолетовой или оранжево-красной областях спектра.

    Человеческий глаз имеет особенность приспосабливаться к изменению цветовой температуры в диапазоне 3000 К - 10000 К, но этого не происходит с фотоматериалами. Например цветная фотопленка сбалансирована для цветовой температуры 5500 К, и съемка при другой цветовой температуре приводит к появлению либо синего, либо желтого оттенка.

    Для устранения нежелательного влияния изменения цветовой температуры применяются светофильтры. Требуемый сдвиг цветовой температуры для удобства определяют в майредах, для этого 1 000 000 делят на цветовую температуру.

    Свеча , керосиновая лампа

    1800 К

    550 майред

    Лампа накаливания

    3200 К

    313 майред

    Галогенная лампа

    3400 К

    295 майред

    Солнце в полдень

    5000 К

    200 майред

    Электронная вспышка

    5500 К

    182 майред

    Светлая облачность

    8000 К

    125майред

    Рассеянный свет от неба

    12500 К

    80 майред

    Синее небо в полярных широтах

    20000 К

    50 майред


    Для каждого фильтра имеется свое значение сдвига цветовой температуры, так например для широко распространенного синего фильтра 80А величина сдвига составляет - 112 майред и применив его при свете ламп накаливания мы получим величину соответствующую цветовой температуре солнца в полдень. Используя желтые фильтры можно наоборот понижать световую температуру и удалить излишний синий свет.

    Свою особенность имеет съемка при свете люминисцентных ламп - их свет кажется белым, но на самом деле в нем отсутствует пурпурная составляющая и в результате появляется избыток зеленых цветов. В этом случае необходимо применение специальных розово-коричневых фильтров для съемок при свете люминисцентных ламп.

    В некоторых случаях при съемке желательно несколько переэкспонировать негативную пленку, чтобы обедненные составляющие спектра оказали достаточное влияние на пленку, а затем произвести цветокоррекцию при печати.

     

    Фильтры для черно-белой пленки.

    КратностьКратность
    Ортохроматич.Панхроматич.
    Номер ЦветПрименимостьДневн. светЛампы накалив.Дневн. светЛампы накалив.
    6 Желтый 1 Убирает воздушную дымку и оттеняет небо, поглощая ультрафиолетовые и сине-голубые лучи. Слабый эффект.

    1

    2/3

    2/3

    2/3

    8 Желтый 2 Убирает воздушную дымку и оттеняет небо, поглощая ультрафиолетовые и сине-голубые лучи. Средний по силе эффект.

    1 1/3

    1

    1

    2/3

    9 Желтый 3 Темно желтый для контрастного вида облаков.

    1 1/3

    1

    1

    2/3

    11 Зеленый 1 Приводит распределение серых оттенков различных цветов к тому ощущению, с которым их видит человеческий глаз. Особенно эффектен при съемке ландшафтов.

    -

    -

    2

    1 2/3

    12 Желтый "Минус синий" - убирает синий оттенок при съемке луны и неба.

    1 2/3

    1 1/3

    1

    2/3

    13 Зеленый 2 Для съемки портретов при свете лам накаливания.

    -

    -

    2 1/3

    2

    15 Темно-желтый Сильно затемняет небо, море.

    2 1/3

    1 2/3

    1 2/3

    1

    16 Оранжевый Очень сильно затемняет небо и море.

    -

    -

    1 2/3

    1 2/3

    21 Оранжевый Уирает голубые и зелено-голубые оттенки.

    -

    -

    2 1/3

    2

    23A Розовый Затемняет небо и воду, архитектурная съемка. Не рекомендуется для съемки телесных тонов.

    -

    -

    2 2/3

    1 2/3

    25 Красный 1 Дает наиболее контрастные изображения на ч/б пленках. Поглощает все лучи кроме красного участка спектра. Позволяет создавать драматические эффекты ночи и штормовой погоды при съемке в солнечную погоду.

    -

    -

    3

    2 2/3

    29 Темно красный Для сильного контраста.

    -

    -

    4 1/3

    2

    47 Темно синий Подчеркивает туман. Используется для контрастных эффектов.

    -

    -

    2 1/3

    3

    47B Темно синий Осветляет тени

    2 2/3

    3

    3

    4

    56 Светло зеленый Притемняет небо, улучшает передачу тонов кожи.

    -

    -

    2 2/3

    2 2/3

    58 Темно зеленый Сильно высветляет листву.

    3

    2 1/3

    3

    3

    61 Темно зеленый Очень сильно высветляет листву.

    -

    -

    3 1/3

    3 1/3

    87 - Для инфракрасных пленок.

    -

    -

    -

    -

    87C - Для инфракрасных пленок.

    -

    -

    -

    -

    Нейтр. Все типы пленок Не изменяет цвета. Применяется со слишком светочувствительными пленками.

    различн.

    различн

    различн

    различн

    Поляр. Все типы пленок Поляризационный фильтр убирает блики от поверхностей. Повышает насыщенность цветов.

    2

    2

    2

    2

    Маркировка фильтров приведена по классификации фирмы Tiffen.

     

    Фильтры для цветной фотопленки.

    Наименов.Вид пленкиОсвещениеКратностьПрименение
    CLEAR Все Все

    -

    Прозрачное стекло для защиты объектива
    SKY 1A Дневной Дневной

    -

    Уменьшает синюю составляющую, для постоянного ношения.
    HAZE 1 Дневной Дневной

    -

    Уменьшает избыток синего и ультрафиолетовых лучей. Идеален для гор и морских сцен.
    HAZE 2A Дневной Дневной

    -

    Немного более теплый результат по сравнению с предыдущим..
    UV15 Дневной Дневной

    -

    Пропускает 19% на 400нм.
    UV16 Дневной Вспышка
    Дневной

    -

    Уменьшает избыток синего для вспышки, съемка в тумане.Пропускает 13,5% на 400нм.
    UV17 Дневной Дневной

    -

    Более сильная коррекция, снижает синий оттенок в тенях.Пропускает 3% на 400нм.
    80A Дневной 3200°K источники

    2

    Для использования пленки дневного света с лампами накаливания 3200°K.
    80B Дневной 3400°K источники

    1 2/3

    Для использования пленки дневного света с лампами накаливания 3400°K.
    80C Дневной Вспышка

    1

    Для использования только света вспышки при применении дневной пленки.
    81 Дневной M2 вспышка

    1/3

    Желтоватый, смягчающий фильтр
    81A Дневной
    Тип B
    Вспышка
    3400°K источн.

    1/3

    Для съемки при вспышке на дневную пленку. Корректирует пленки типа В для использования с лампами 3400К. Снижает голубой оттенок.
    81B Дневной
    Тип B
    Вспышка
    3400°K источн.

    1/3

    Более теплый результат, чем при 81A.
    81C Тип A, B Вспышка

    1/3

    Позволяет использовать только свет вспышки.
    81EF Тип A
    (3200°K)
    M2 вспышка

    2/3

    Для снижения температуры на 650К с пленками Ektachrome типа В.
    812® Все типы В соответствии с типом пленки

    1/3

    Подчеркивает телесный цвет, исключает голубизну.
    82 Дневной Дневной

    1/3

    Для повышения температуры на 100К.
    82A Тип A
    Дневной
    Негативные
    3200°K источн.
    3400°K источн.

    1/3

    Для дневных пленок, при использовании рано утром или поздно вечером, для снижения красных оттенков света. Также для использования пленок типа А(3400) при свете ламп 3200К.
    82B Тип B 3200°K floods

    2/3

    Для более холодного результата.
    82C Тип A 3400°K floods

    2/3

    Для более холодного результата или с 3200°K лампами.
    85 Тип A Дневной

    2/3

    Преобразует тип A в дневной.
    85N3 Тип A Дневной

    1 2/3

    В комбинации с ND 0.3 преобразует Тип A в дневной. Позволяет использовать большую диафрагму.
    85N6 Тип A Дневной

    2 2/3

    В комбинации с ND 0.6 преобразует Тип A в дневной. Позволяет использовать большую диафрагму.
    85N9 Тип A Дневной

    3 1/3

    В комбинации с ND 0.9 преобразует Тип A в дневной. Позволяет использовать большую диафрагму.
    85N1.0 Тип A Дневной

    3 2/3

    В комбинации с ND 1,0 преобразует Тип A в дневной. Позволяет использовать большую диафрагму.
    85POL Тип A Дневной

    2 1/3

    Комбинация с поляризационным. Пребразует тип А в дневной.
    85B Тип A B Дневной

    2/3

    Пребразует тип B в дневной.
    85BN3 Тип B Дневной

    1 2/3

    85B в комбинации с ND 0.3 преобразует Тип A в дневной. Позволяет использовать большую диафрагму.
    85BN6 Тип B Дневной

    2 2/3

    85B в комбинации с ND 0.6 преобразует Тип A в дневной. Позволяет использовать большую диафрагму.
    85BN9 Тип B Дневной

    3 1/3

    85B в комбинации с ND 0.9 преобразует Тип A в дневной. Позволяет использовать большую диафрагму.
    85BN1.0 Тип B Дневной

    3 2/3

    85B в комбинации с ND 1,0 преобразует Тип A в дневной. Позволяет использовать большую диафрагму.
    85BPOL Тип B Дневной

    2 1/3

    85B комбинация с поляризационным. Пребразует тип А в дневной.
    85C Дневной
    Лампы накал.
    Дневной

    1/3

    Помогает предотвратить переэкспозицию синего. Для более теплых кадров с дневными пленками. Для более холодных результатов, чем с 85В и пленкой для ламп накаливания.
    CC30R Дневной Дневной

    2/3

    Для подводной фотографии.
    FL-B® Tип B Лампы дневного света

    1

    Подавляет глубокие оттенки сине-зеленого цвета при использовании цветных пленок и флюоресцентных источниках света.
    FL-D® Дневной Лампы дневного света

    1

    Подавляет глубокие оттенки сине-зеленого цвета при использовании цветных пленок и флюоресцентных источниках света.
    Neutral
    Density
    Все виды Все источники

    различнн.

    Для общего снижения светового потока при использовании высокочувствительных пленок. Не изменяет балланс цветов.
    Polarizer Все виды Все источники

    2

    Уменьшает отражение от поверхностей, единственный фильтр увеличивающий насыщенность цветов и неба.

    Маркировка фильтров приведена по классификации фирмы Tiffen.



    Яндекс цитирования Новости партнеров